20 октября 2021 года Правительство РФ утвердило правила идентификации пользователей мессенджеров в российском сегменте сети «Интернет». Подробно вопрос такой идентификации разбирали на Хабре и мы не будем на нем останавливаться особо.
Отметим другое. Действительно, вопрос идентификации пользователей мессенджеров стоит перед полицией. Уже набили оскомину многочисленные колумбайнерские каналы в Telegram, торговля через него наркотиками, существование в нем суицидальных сообществ и многое другое. Но, предлагаемые Правительством правила, вероятно, не смогут дать ожидаемого результата. И вот почему:
1. Несмотря на требование об обязательной идентификации владельцев симкарт в России, это не сделано до сих пор. По прежнему, симкарту можно купить у метро, на развалах и лотках, заказать через интернет. И сделать это можно без указания своих паспортных данных.
2. Существует сложность идентификации владельцев т.н. "виртуальных" симкарт. Последние можно оформить на многочисленных сайтах в сети интернет, после чего привязать к мессенджеру и использовать его с достаточной степенью анонимности.
3. Существует большое число мессенджеров, которые не используют номер телефона или адрес электронной почты в качестве средства идентификации пользователя. Они вообще никак не идентифицируют своих пользователей.
4. В стране отсутствует система криминалистического учета и идентификации пользователей сети интернет по электронно-цифровому следу. А именно это могло было стать "дактилоскопией" XXI века - простым и надежным выходом из положения.
Давайте приведем пример из, всеми любимого, Telegram. Он на слайде. У нас есть аккаунт в мессенджере, привязанный к британскому номеру телефона. И у нас есть электронно-цифровой след этого аккаунта, который говорит о том, что фактически владелец аккаунта находится в Москве, в сети Ростелекома. Что изменят для такого пользователя новые правила Правительства РФ?